Начало
Самые первые колейные дороги появились в местах разработки камня, в рудниках и угольных шахтах, а самые первые рельсы представляли собой деревянные брусья, которые назывались лежни. Первые упоминания о таких конструкциях относятся к середине XVI века. По такому колейному пути лошадь могла благополучно перевозить грузы, которые в 4 раза по объему превышали грузы, перевозимые по обычной грунтовой дороге. Вполне естественно, что такие деревянные лежни быстро изнашивались и повозки сходили с пути. Для уменьшения износа лежней стали изобретаться способы укрепления при помощи железных или чугунных полос. А для предотвращения схода повозок с пути на лежнях стали делать закраины. Чугунные рельсы появились в XVIII веке, а одна из первых чугунных дорог была построена на Александровском заводе (известен как Онежский завод) в Петрозаводске. Случилось это в 1788 году под руководством А. С. Ярцева. Длина дороги составляла примерно 160 метров, а ширина колеи примерно 0, 8 м. Рельс был уголковым. Движение по такому пути было в 12 раз легче, чем движение по обычным грунтовым дорогам.